писатель
writer

Арсен Титов
Arsen Titov

Рецензии


ЦАРИ И ФИЛОСОФЫ ПРОТИВ БУНТАРЕЙ.

Роман Арсена Титова «Одинокое мое счастье» также ставит целью исследовать различие двух менталитетов - русского и кавказца. На фоне затянувшихся чеченских войн такое исследование более чем актуально. Притяжательное местоимение «мое», вынесенное в заголовок, казалось, предопределило повествовательную манеру, избранную опытным автором. Перед нами - поток сознания молодого дворянина, комментирующего и воспринимающего все вокруг в высшей степени субъективно. Знак нового времени в тексте - трепетное отношение к православию главного героя, от имени которого ведется повествование: «...и вспомнил, что у Александра Васильевича Суворова любимым был девяностый псалом, светлый, жизнеутверждающий, ничего не просящий... пронизанный верой в нерушимость единения Бога и того, кто его славит».

Среди его действующих лиц почти нет знаменитых людей, чьи судьбы в советском историческом романе становились стержнем повествования. Автор делает героями своего романа российских офицеров, солдат, казаков, считавших своим долгом защищать рубежи Отечества в весьма непростых условиях. Кажется, что Титов услышал творческий завет писателя-историка Марка Алданова: «...не выношу тех плохих писателей, которые в своих книгах все выводят подлецов и негодяев. что за насилие над жизнью! Ты возьми среднего порядочного человека и, ничего не скрывая, покажи толком, что делается у него в душе... Миру теперь нужно возрождение духовных ценностей или, быть может, создание духовных ценностей, которых было мало у царей и революционеров, у Бисмарков и Марксов. Уж лучше иметь спорные, пусть даже ошибочные, но не гнусные духовные ценности, чем не иметь никаких.»

Тяготеющий к романтической стилистике Арсен Титов стремится обновить повествовательную манеру, опираясь на стилистические поиски молодого Максима Горького: «Утром поезд бежал вдоль моря, похожего на выспавшегося толстощекого младенца. Оно выспалось и тихо играло само с собой - то есть даже не играло, а разглядывало себя, с первым удивлением постигая, например, что нечто еще вчера мечущееся возле лица и пугающее, есть не что иное, как принадлежащее ему же, младенцу, то, что вскоре он назовет своей рукой».

Роман Арсена Титова «Одинокое мое счастье» откровенно полифоничен - он построен на динамичных и живых диалогах, в которых глаголы речи нередко заменены глаголами действия, что придает прозаическому тексту особую сценичность. В отличие от героев Ромашова, персонажи Титова не чувствуют так глубоко связи с миром природы, они скорее склонны видеть в живых существах образы-символы в качестве предупреждений о грядущих несчастьях (например, образ большой крысы, неторопливо прогуливающейся около гостиницы и тревожащей коней) или аллегорической иллюстрации к происходящему. Называя своих собеседников шакалами, герой претендует на роль льва, хотя, по их мнению, «лев больше походит на хорошо потрепанную котом галку». Главный герой исторического романа «Одинокое мое счастье», постоянно пытается понять, что же такое истинное счастье. В финале он приходит к парадоксальному выводу: «...счастье только в одной доброй семье; там люди спокойны, откровенны... вы уйдете в свои семьи, а я останусь один, начну думать, думать и приду к мысли, что все на свете, кроме доброй семьи, - ложь». Свое понимание счастья как безмятежного морского путешествия юного человека с надежными друзьями предлагает в финале романа «Давно закончилась осада...» и Владислав Крапивин: «...им хватало нынешних - просвеченных синевой и солнцем, продутых теплым ветром, подхваченных парусным бегом - бесконечных минут. И может быть, минуты эти как раз были тем, что называется "счастье"».Гимн семье встречаем мы и в романе Арсена Титова «Вот мамелюки» (1987), один из героев которого напоминает своим собеседникам, что «семья есть начало начал жизни, начало начал мира». Трагическим символом непоправимой и уничтожающей все живое войны становится в романе образ «четырехлетней девочки с разверстой... выстрелами головой».

Автор искусно соединяет временные пласты - перед читателем проходят события начала ХVIII века и недавнего прошлого. Сопрягая в одном произведении различные пространства - Афганистан, Грузию и Свердловск, - Титов возвращает читателя к мысли о необходимости налаживания диалога культур на самых разных уровнях.

Звонарева Л.У., кандидат филологических наук,доктор исторических наук, академик РАЕН.

 
главная библиография фотоальбом биография произведения рецензии гостиная
   
Hosted by uCoz